Согласно последнему выпуску World Energy Outlook, ведущему изданию Международного энергетического агентства (International Energy Agency), в результате серьезных трансформаций в глобальной энергетической системе, которые пройдут в течение следующих десятилетий, возобновляемые источники энергии и природный газ являются главными победителями в гонке по удовлетворению роста спроса на энергию до 2040 года.
Подробный анализ обязательств, взятых в Парижском соглашении по изменению климата показывает, что эра ископаемого топлива все еще далека от завершения и подчеркивает задачу достижения более амбициозных целей в области климата. Тем не менее, политика правительств, а также снижение издержек по всей энергетической отрасли, дают удвоение как возобновляемых источников энергии — предмета особого внимания Outlook этого года — так и усовершенствований в области энергоэффективности в течение следующих 25 лет. Природный газ продолжает расширять свою роль, в то время как доля угля и нефти падает.
«Мы четко видим победителей следующих 25 лет — природный газ, но особенно ветровую и солнечную энергию — замену чемпиона предыдущих 25 лет, угля», сказал д-р Fatih Birol, исполнительный директор МЭА. «Но нет единой истории о будущем мировой энергетики: на практике, государственная политика будет определять, в каком направлении мы идем».
Эта трансформация глобального энергетического баланса, описанная в WEO-2016 означает, что риски для энергетической безопасности также развиваются. Традиционные проблемы, связанные с поставками нефти и газа остаются — и подкрепляются рекордным падением уровня инвестиций. В докладе показано, что еще один год c более низкими инвестициями в разведку и добычу нефти в 2017 году может создать значительный риск недобора в новых обычных поставках в течение нескольких лет.
В долгосрочной перспективе инвестиции в добычу нефти и газа остаются крайне важными для удовлетворения спроса и восстановлении падающей добычи, но рост возобновляемых источников энергии и энергоэффективности уменьшает зависимость от импорта нефти и газа во многих странах. Увеличение поставок сжиженного газа также изменит восприятие газовой безопасности. В то же время, переменная природа возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии, особенно ветровой и солнечной энергии, влечет за собой новый акцент на безопасности электроэнергетики.
В соответствии с WEO-2016, мировой спрос на нефть продолжит расти до 2040 года, в основном из-за отсутствия простых альтернатив нефти в автомобильных перевозках, авиации и нефтехимической промышленности. Тем не менее, спрос на нефть для легковых автомобилей снизится, даже если количество транспортных средств удвоится в следующую четверть века, главным образом, благодаря повышению эффективности, но также и из-за различных видов биотоплива и роста количества собственников электромобилей.
Потребление угля в ближайшие 25 лет почти не будет расти, так как спрос в Китае начинает падать благодаря усилиям по борьбе с загрязнением воздуха и диверсификации топливного баланса. Газовый рынок тоже меняется, причем доля сжиженного газа обгоняет трубопроводный и составит более половины мировой торговли газом, от четверти в 2000 году. В уже и без того насыщенном рынке, новый СПГ из Австралии, Соединенных Штатов и других стран вызывает переход на более конкурентные рынки и изменения в договорных условиях и ценах.
Парижское соглашение, которое вступило в силу 4 ноября, является важным шагом вперед в борьбе с глобальным потеплением. Но достижение более амбициозных целей в области климата будет чрезвычайно сложным и потребует кардинальных изменений в темпах обезуглероживания и повышения эффективности. Осуществление текущих международных обязательств будет только замедлять прогнозируемый рост выбросов углекислого газа, связанных с энергетикой, в среднем с 650 миллионов тонн в год в 2000 году, до около 150 миллионов тонн в год в 2040 году.
Хотя это является значительным достижением, этого далеко не достаточно, чтобы избежать худшего последствия изменения климата, поскольку это бы только ограничило рост средней глобальной температуры на 2,7°С к 2100 году. Показатель в 2°C является жестким, но он может быть достигнут, если политика дальнейшего ускорения технологий с низким содержанием углерода и высокой энергоэффективностью станет во главу угла во всех секторах.
Это потребовало бы, чтобы выбросы углекислого газа достигли пика в ближайшие несколько лет, и чтобы мировая экономика к концу века достигла нейтрального уровня эмиссии углерода. Например, по сценарии 2°C WEO-2016, количество электромобилей должно достигнуть к 2040 году количества в более чем 700 миллионов, и вытеснить спрос на нефть более чем в 6 миллионов баррелей в день. Амбиции для дальнейшего ограничения повышения температуры, менее чем на 2°C, потребуют еще больших усилий.
«Возобновляемые источники сделают очень большие успехи в ближайшие десятилетия, но их рост останется в значительной степени ограниченным выработкой электроэнергии,» сказал доктор Birol. «Следующий рубеж для возобновляемых источников заключается в расширении их использования в промышленных, строительных и транспортных секторах, где существует огромный потенциал для роста».